0карма

Хлестаков в ревизоре

-Как меняется поведение Хлестакова во время визитов к нему чиновников, дающих взятки.
-Как ведут себя чиновники при этом?

Всего ответов - 3

0карма

Очки0
litra.ru

0карма

Состояние страха переходит с одной страницы пьесы на другую, постоянно преследует героев. Так в сцене хвастовства (д. 3, явл. 6) страх чиновников перед Хлестаковым стал почти паническим. Городничий, подходя к нему и трясясь всем телом, силится выговорить: "А ва-ва-ва... ва". После потрясения, испытанного чиновниками в этой сцене, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

Чиновники собралисьв доме городничего на следующий день чтобы представиться “ревизору”. Стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

Давайте вместе проследим, как внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощается в хозяина положения, как подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которому дают взятки.

Судья первый предлагает “подсунуть” взятку?

Цель этих взяток: Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя.

1 чиновник - это Аммос Фёдорович: Испытывает страх, роняет деньги на пол, дрожит.

2 чиновник -Почтмейстер. Речь героя – бессвязное бормотание, “вытягивается и придерживает шпагу”, услужлив, герой испытывает страх.

3 чиновник -Смотритель училищ: - весь дрожит, язык его заплетается от страха. От неожиданных вопросов Хлестакова оробел.

Хлестаков не понимает, почему ему дают деньги. Заметив робость Хлопова, Хлестаков не может не похвастать: “...в моих глазах, точно, есть что-то такое, что внушает робость”.

4 чиновник - Земляника: заходит к Хлестакову последним, чтобы обезопасить себя. Он последний, его невозможно проверить. Земляника подленько доносит на других чиновников; “для пользы отечества я должен это сделать”, — оправдывает себя трусливый чиновник, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Он рассчитывает улизнуть, не дав взятки. Однако Хлестаков, войдя в раж, возвращает Землянику, и добивается своего. Почему он доносит на своих “друзей”? Цель доноса: продвижение по службе.

Вспомните эпизод, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. Это сцена с Бобчинским и Добчинским. Войдя во вкус, Хлестаков даже начинает требовать в грубой форме: "Денег у вас нет? " и “выпроваживает” гостей, довольствуясь шестьюдесятью пятью рублями вместо тысячи.

Что можно сказать о чиновниках, об их состоянии во время дачи взяток? Это растерянность и трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в речи, действиях чиновников и авторских ремарках. Все они испытывают страх, подобострастны, услужливы.

Чиновники пребывают в таком состоянии души и ума, когда, с одной стороны, охватывает смертный ужас при мысли о разоблачении многочисленных грехов, но, с другой стороны, остается непреодолимое желание жить так, как жили до сих пор. На стыке этих состояний рождается страх перед возможным появлением ревизора. Они испытывают растерянность, трепет перед чиновником из Петербурга. Все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять “сосульку, тряпку”, “вертопраха” за ревизора.

0карма

Очки0
В своей комедии Н. В. Гоголь обличает «все плохое на Руси: от крепостничества до грязных улиц» . Сюжет «Ревизора» , выве-денные в нем образы раскрывают перед нами картину чиновничье-бюрократического правления николаевской России.
Один из главных героев пьесы – мнимый ревизор Хлестаков. Его поступки, взгляды, манеры как зеркало отражают всю прими-тивность, необузданность, рвачество общества того времени. Иван Александрович живет как свободная птаха, порхая, не задумыва-ясь о будущем, не вспоминая о прошлом. Об этом нам поведал че-ловек из низших слоев, слуга Осип. Ему, как никому другому, из-вестно все о своем хозяине: «Добро бы был в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки…» . Отсюда и то, что, по словам Гоголя, «даже пустые люди называют его пустейшим» .
Хлестаков как личность - никто, он безлик. Его действия становятся все раскованнее, так как он понимает, что ему потака-ют. Проследим, как постепенно меняется его поведение. В начале комедии мы видим «ревизора» голодным, жадно заглядывающим в чужие тарелки (что Бобчинский и Добчинсий принимают за на-блюдательность важного чиновника) , без средств, желающим унести ноги из этого места. Во время визита городничего Хлеста-ков пытается оправдываться, лебезить, решив, что его хотят от-править в тюрьму: « Я не виноват… Я право заплачу…» . Но хитрец и пройдоха Сквозник-Дмухоновский убежден, что видит перед со-бой петербургского ревизора: « О, господи ты боже, какой серди-тый!» .
Чиновники с нечистой совестью, приняв столичную «фи-тюльку» за государственного человека, стараются «умаслить» мнимого ревизора, отвести от себя грозу. В обстоятельствах пьесы Иван Александрович, человек «без царя в голове» , ведёт себя в точности так, как мог бы вести себя настоящий ревизор: угрожает и распекает, берет взятки, «пускает пыль в глаза» . Его поведение воспринимается городскими властями как образец служебной хит-рости, ума и дальновидности, именно так, по их мнению, и должен вести себя петербургский чиновник-инкогнито.
Основная характерная черта Хлестакова – «стремление сыг-рать роль хоть одним вершком повыше той, что ему назначена» . Он – человек своих желаний. Наиболее важное из них – желание покрасоваться. Оно есть в какой-то мере в каждом, но в Иване Александровиче оно прогрессирует все больше и больше. Он лжет с чувством, а окружающие принимают все за чистую монету, слу-шают, раскрыв рты. Мне кажется, несмотря на свою глупость, вет-реность и пустоту, Хлестаков – весьма артистичная и пылкая на-тура. «Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для коми-ческой роли» . «Ревизоришко» умеет сыграть то важного чиновни-ка, то государственного человека, то светского франта, с жаром рассказывая свою «биографию» . В этой сцене с полной откровен-ностью раскрывается всё то, что таилось в душонке этого «пус-тейшего» человека, что рисовалось в его нелепых мечтах. Но ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чём бол-тает Хлестаков.
Городские правители своим потаканием распустили «реви-зора» . Все чиновники подсовывают ему взятки, и жажда наживы в нём растёт и растёт. Хлестаков совсем разошёлся: он пользуется здесь известностью, живёт на широкую ногу, реализуются все его тайные желания, хоть и на короткое время, и на невысоком уров-не. Жадность просто огромна, «ревизор» хочет урвать ещё больше: «Не прикажите ли, я велю подать коврик? – Нет, зачем? это пус-тое; а впрочем, пожалуй, пусть дадут коврик» .
Иван Александрович успел обогатиться не только матери-ально. Он с головой уходит в новую игру – пылкого, страстного героя романа, флиртуя и с женой, то с дочкой городничего. Он не может упустить возможность блеснуть своей светскостью и сто-личными манерами перед дамами. Хлестакову «еще хочется по-жить здесь…» . Но напоминание верного Осипа о гневе отца и за-манчивая перспектива получить хороших лошадей заставляют его принять решение об отъезде…

Напишите свой ответ и получите баллы

Конфиденциальность: Ваш электронный адрес будет использоваться только для отправки уведомлений.

Чтобы избежать проверки в будущем, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

...